Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

 

ПМ 03 Участие в интеграции программных модулей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) / профессиям начального  профессионального образования (далее – НПО)

    230115          Программирование в компьютерных системах  

     код                                   наименование специальности (профессии)

 

Организация-разработчик: ГОУ СПО Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений

 

Разработчики:

 

Мишарин В.И., преподаватель       

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

Рекомендована _______________________________________________________

Заключение № ____________  от «____»__________ 20___ г.

                                  номер


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

3

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………………

 

5

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля…………………………………...

 

6

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………

 

29

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)………………………….

 

 

31

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

ПМ 03 «Участие в интеграции программных модулей»

 

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 230115 Программирование в компьютерных системах в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

ВПД 4.4.3. Участие в интеграции программных модулей.

 

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.

ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.

ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.

ПК 3.5. Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования.

ПК 3.6. Разрабатывать технологическую документацию.

 

 

Программа профессионального модуля может быть использована для повышения квалификации и переподготовки работников образования.

 

На основе основного общего, среднего (полного) общего образования.

 

            1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

 

Иметь практический опыт:

 

·        участия в выработке требований к программному обеспечению;

·        участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов;

 

Уметь:

·        владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;

·        использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества;

 

Знать:

·        модели процесса разработки программного обеспечения;

·        основные принципы процесса разработки программного обеспечения;

·        основные подходы к интегрированию программных модулей;

·        основные методы и средства эффективной разработки;

·        основы верификации и аттестации программного обеспечения;

·        концепции и реализации программных процессов;

·        принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения;

·        методы организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения;

·        основные положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов;

·        стандарты качества программного обеспечения;

·        методы и средства разработки программной документации.

 

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1083 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –506 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 253 часа;

практических занятий – 203 часа;

учебной и производственной практики – 324 часа.


2. Результаты освоения профессионального модуля

 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в интеграции программных модулей, том числе, профессиональными и общими компетенциями:

 

ПК 3.1.

Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.

ПК 3.2.

Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

ПК 3.3.

Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.

ПК 3.4.

Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.

ПК 3.5.

Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования.

ПК 3.6.

Разрабатывать технологическую документацию.

 

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. 

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. 

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. 

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. 

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. 

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. 

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1.

 

Раздел 1.

Компонентная разработка программного обеспечения

116 +практика

76

36

 

 

15

 

 

 

40

 

 

10

36

72

ПК 3.2.

Раздел 2.

Проектирование информационных систем

184 +практика

109

49

 

60

ПК 3.3.

Раздел 3.

Интегрированные среды разработки приложений

100 +практика

68

34

 

50

 

144

ПК 3.4.

Раздел 4.

Разработка Web-приложений.

88

45

19

15

50

ПК 3.5.

Раздел 5.

Инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования

60

40

16

 

20

 

 

ПК 3.6

Раздел 6.

Разработка технологической документации

78

52

32

 

33

 

72

 

 

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

(90)

 

 

 

Всего:

1083

506

203

30

253

10

108

216

 


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие лабораторий программирования, полигона вычислительной техники.

 

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий: компьютеры (рабочие станции),  проектор, экран,  комплект учебно-методической документации.

 

Оборудование полигона вычислительной техники: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в глобальную сеть.

 

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.

 

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: компьютеры (рабочие станции), локальная сеть, выход в глобальную сеть.

Технические средства обучения: ПЭВМ, проектор

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: ПЭВМ, проектор, сервер

 

Реализация программы модуля предполагает выполнение курсовой работы.

 

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

ПЭВМ, проектор, сервер

 

Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. Количество не указывается.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.     Гагарина, Л.Г. Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие [Текст] / Л.Г.Гагарина, Е.В.Кокорева, Б.Д.Виснадул. - М.:ИД"ФОРУМ" -ИНФРА-М, 2008. - 400с.

2.     Гвоздева, Т.В. Проектирование информационных систем: учеб. пособие / Т.В. Гвоздева, Б.А. Баллод. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 508с. : ил.

3.     Истомин,Е.П. Высокоуровневые методы информатики и программирования: учебник / Е. П. Истомин, В. В. Новиков, М. В. Новикова. - С-Пб.:ООО"Андреевский издательский дом", 2006. - 228с.

4.     Калбертсон, Р.  Быстрое тестирование [Текст]/ Р.Калбертсон, К.Браун, Г.Кооб. - Киев: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 380с.

5.     Рудаков, А.В. Технология разработки программных продуктов: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. [Текст] / А.В.Рудаков. - М.:Издательский центр "Академия", 2006. - 208с.

 

Дополнительные источники:

1.     Кулямин, В.В. Технологии программирования. Компонентный подход: курс лекций.  – Тольятти: ТГУ, 2008. – 316с. 

2.     Орлов,  С.А. Технологии разработки программного обеспечения [Текст] / С.А. Орлов. – СПб.: Питер, 2002. – 480 с.

3.     Соммервилл, Иан. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание.: пер. с англ. /Соммервилл Иан. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. - 624с.

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессионального модуля «Участие в интеграции программных модулей» является освоение  учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Участие в интеграции программных модулей».

Перед изучением модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины «Операционные системы», «Архитектура компьютерных систем», «Технические средства информатизации», «Информационные технологии», «Основы программирования», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Теория алгоритмов», «Безопасность жизнедеятельности».

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» и специальности «Программирование в компьютерных системах».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: высшее инженерное образование, соответствующее профилю модуля.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

 


5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.

 

иметь практический опыт:

  • участия в выработке требований к программному обеспечению;
  • участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов;

 

уметь:

  • владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;

 

знать:

  • . модели процесса разработки программного обеспечения;
  • основные принципы процесса разработки программного обеспечения;
  • концепции и реализации программных процессов;

 

Разработка требований к компоненту программного обеспечения с использованием каскадной и спиральной моделей жизненного цикла.

Требования к функциональности и интерфейсу компонента соответствуют решаемой задаче.

 

Разработка структуры программы.

Разработанная структура реализует все требования к программе.

 

 

Создание программы из готовых модулей в соответствии с заявленными функциями.

 

 

Отчет по лабораторной работе

 

 

 

 

 

 

Презентация разработки

 

 

 

 

Метод проектов

 

 

 

 

 

 

ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

 

иметь практический опыт:

 

уметь:

 

знать:

  • основные подходы к интегрированию программных модулей;
  • основные методы и средства эффективной разработки;
  • принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения;

 

Знание технологии модульного программирования.

 

Создание модулей в соответствии со спецификацией.

Функции и интерфейс модуля позволяют решить поставленную задачу.

 

Использование компонентного подхода при решении задач программирования

Программа имеет модульную структуру

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Отчет по практической работе.

 

 

 

Отчет по практической работе

ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.

 

иметь практический опыт:

 

уметь:

  • использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества;

 

знать:

  • методы организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения;

 

 

Знание методов отладки программных продуктов и специализированных программных средств для выполнения отладки.

 

Получение программных продуктов с заданной степенью функциональности и качества.

 

Знание принципов распределения работ в коллективе разработчиков.

 

Контрольная работа

 

 

 

 

Отчет по курсовой работе

 

 

 

Отчет по практической работе

ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.

 

иметь практический опыт:

 

уметь:

 

знать:

  • основы верификации и аттестации программного обеспечения;

 

 

Знание методов верификации и аттестации программного обеспечения

 

 

Отчет по лабораторной работе

ПК 3.5. Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования.

знать:

  • основные положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов;
  • стандарты качества программного обеспечения;

 

ПК 3.6. Разрабатывать технологическую документацию.

знать:

  • методы и средства разработки программной документации.

 

 

 

Знание стандартов

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;

 

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Устный экзамен

 

 

 

 

 

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике